За что можно не любить Алису?
За то, что она – не настоящая?
Или, может быть, за то, что она может ходить в Зазеркалье?
В отличие от нас – взрослых и умных.
Слишком рациональных, чтобы мечтать.
Слишком занятых, чтобы потратить на это время.
Доброго времени суток, друзья!
Простите мне подобное вступление.
Я попробую объяснить. Это не то, что можно назвать негативом или плохим настроением. Это, скорее, задумчивость, которая – соглашусь – носит отнюдь не радужный характер.
Получается, что разговор в который раз начинается с того, что наша жизнь не оставляет нам возможности расслабиться. А такая роскошь, как свои вкусы и предпочтения в отдыхе и, уж тем более, в работе, заставляет многих из нас тяжко вздыхать. В то же время, дидактичность этой темы и без меня уже, наверняка, набила оскомину.
Я просто хочу поговорить с вами о самом приятном и самом, как выясняется, сложном. О нашем свободном времени, которого так немного, и которое так жаль тратить на что бы то ни было. Мы все убеждены, что свободное от работы, учёбы и прочих факторов и обязанностей время принадлежит только нам. Поэтому мы достаточно ревностно относимся к этой драгоценности.
Но эта ревностность, к сожалению, не гарантирует тщательности!
Как давно вы были на концерте, к примеру, классической музыки?
Когда в последний раз застывали перед картиной в музее или в галерее модного художника?
А когда перечитывали книгу, которая вам понравилась лет десять назад и по неизвестной причине до сих пор нет-нет всплывает в вашем сознании, наполняя его неясными, но томящими образами?
Зато я могу сказать совершенно точно, когда вы в последний раз смотрели телевизор. Вчера поздно ночью.
Я прав?
Конечно, вполне понятно, почему мы предпочитаем кино.
Кино предлагает драму – ситуацию, из которой герой должен выкрутиться. А вот как у него это получится и получится ли – вопрос десятый. Главное, что мы на два часа (или больше) погружаемся в чужую жизнь, из которой вырезали всё скучное.
Картина – это погружение, но несколько иного толка. Здесь мы предоставлены самим себе. Нас не ведут за ручку сценарист и режиссёр. Мы должны чувствовать сами, предварительно найдя этот путь чувствования.
Я не сторонник читать лекции, особенно морализаторского толка. Но не завязли ли мы в рутине валовой продукции? По сути, именно телевидение становится ежевечерним нашим другом. А вот какой это друг – плохой или хороший – уже не обсуждается. Это данность: вот какой есть, такой есть!
Я недавно был вынужден по состоянию здоровья провести дома несколько дней. К сожалению, работать за компьютером и читать я не мог – врачи запретили. Что я сделал? Конечно, обратился к “всеобщему другу” – к телевизору. После первого дня просмотра бесконечных ток-шоу с вкраплениями репортажей про стрип-бары и уголовщину я был в лёгком потрясении. После второго дня – это уже было состояние шока. Третий день принёс скуку. Вполне конкретную, бесповоротную и беспросветную скуку.
Я задумался…
Друзья мои, у нас у всех есть Интернет!
Здесь можно заказать и купить буквально всё. Так почему же мы продолжаем оставаться здесь? Почему не спешим в Зазеркалье?
Да! Там всё такое же, но всё другое. Потому что там мы выбираем сами: что смотреть, что слушать, что, в конце концов, воспринимать.
– Большое дело! – подумают некоторые. – Прочесть или перечесть набоковскую «Защиту Лужина»!
Да. Большое. Потому что при втором прочтении книга даёт неизмеримо больше, нежели в первый раз. Вы получаете возможность анализировать. Но это – к примеру.
А по большому счёту, что нам мешает развлекать себя самим!? Что мешает выбирать объём и качество информации, которая (хотим мы этого или нет!) всё равно поступает? Только мы сами.
Недавно мне позвонил друг и сказал примерно следующее:
– Ты ничего не видишь за своей работой. Пойдём.
Я согласился, поверите, даже спорить не стал. И мы пошли. Мы пошли на экспозицию парижского Лувра, который, на моё счастье, приехал в Атланту. Я ходил и смотрел.
Нет, не так.
Я ходил и впитывал. Воистину эта экскурсия в сравнении с ежевечерним свиданием со «всеобщим другом» может сравниваться как сгущённое молоко и парное молоко. Причём такое, знаете, только что надоенное натруженной рукой хрестоматийной бабушки в такое же лубочное утро в деревне, которой нет.
Я не хочу даже пытаться передать свои ощущения – они слишком объёмны для этого материала. Я просто пытаюсь объяснить, что я понял.
Зазеркалье остаётся с нами. Всегда.
Мы не вырастаем из него. Мы забываем о нём.
Я повёл туда сына. Нет, он не будет художником. Нет, он не станет цветокорректором. Я говорю это к тому, что не нужно обладать задатками гения изобразительного искусства, чтобы прочувствовать красоту.
Вышли оттуда – мальчик молчит.
Едем домой – мальчик молчит.
Смотрю на него осторожно, чтоб не заметил.
И понимаю: он там, в том нашем взрослом Зазеркалье, где и ему есть место. Куда и он рано или поздно придёт, устав от виртуальной собачки, которая мила, не спорю, но по шёрстке её ладошкой не погладишь. Устав от друзей по сети, которые остроумны и много рассказывают, но в футбол с тобой погонять не смогут. Разве что на экране монитора.
Алиса была далеко не дурочка. Она знала, что пользоваться надо любой возможностью. Зазеркалье простит, если ты уснёшь и окажешься там. Зазеркалье примет тебя в любое время в любом виде.
Только найди время и… сходи в театр, на концерт, в музей, на выставку агитплакатов времен НЭПа!!!
Зазеркалье прощает даже упрямый восторг по поводу новейших картин новейших авангардистов. Хотя, казалось бы, куда ещё авангарднее? Огромные холсты с разноцветными квадратами, развешанные на стенам! О, да! Внимание привлекает. Но! – не даёт ровным счётом ничего.
Мы все охвачены справедливым и отчасти вынужденным желанием выжить. Поэтому мы постоянно заняты. Мы постоянно находимся в погоне за удачей, успехом, деньгами. Но и в этой гонке есть короткие промежутки времени, которые мы называем передышкой.
Кто-то может себе позволить такую роскошь, как отпуск.
Вопрос в том, что ты сделаешь в этот короткий отрезок времени?
Неужели вновь включишь телевизор?
А там, в телевизоре, знают, какое у тебя сегодня настроение? Что бы тебе хотелось посмотреть или послушать?
Нет! Потому что никто кроме тебя этого знать не может.
Да, в принципе, и не должен.
Надеюсь, вы меня поймёте, друзья мои.
Искренне ваш,
Дмитрий Горошин