Горький привкус праздника

Дмитрий Горошин > Социальное > Горький привкус праздника

Значимость каждого события определяется количеством людей, которых оно непосредственно касается.

И только одно событие касается непосредственно каждого из нас – это День Победы во Второй Мировой войне, потому что не будь этого дня, неизвестно, были бы мы, были бы наши дети.

Доброго времени суток, друзья!

Я думаю, что все читатели нашего журнала заранее знали, о чём пойдёт речь на страничке издателя в этом майском номере.

Мало стран на земле, которые не прошли бы через войны.

В разное время с разной степенью разрушения и потерь и, конечно, с разным исходом – всё человечество прошло через ужас смертоубийства ради идей, сколь чудовищными они ни казалась бы потомкам.

И смысла нет сравнивать, что и когда было тяжелее.

Всегда тяжело терять близких. Всегда тяжело и обидно умирать молодым. Всегда тяжело продолжать жить, потеряв всех и всё, но сохранив при этом самое главное – своё лицо, лицо человека.

Вторая Мировая война в учебниках выглядит по-разному. Европа, Азия, Америка – у каждой страны свой взгляд.

И стоит ли мне, человеку, родившемуся и учившемуся в СССР, доказывать, чьи учебники более «правильные»? Достаточно того, что все мы знаем: умышленного человекоубийства такого масштаба ещё не было и не должно повториться ни в коем случае.

Невольно вспоминаются строки из песни А. Вертинского.

«….Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть недрожащей рукой?….»

Ответы на эти вопросы очевидны. Вот только много ли проку в том, что происшедшее можно «разложить по полочкам»: как, кто, зачем, почему.

Причины и предпосылки мало кого волнуют после завершения войны. Да и тогда, когда страна ощетинилась и стеной встала перед самоуверенным захватчиком, мало кого интересовали программные лозунги фашистов, которыми они пытались разогреть свой с каждым месяцем всё больше гаснущий энтузиазм.

Что может быть отчаянней, чем страх потерять жизнь? Наверное, только страх, что эта жизнь может переродиться, превратиться во что-то иное, неприемлемое, пугающее, чужое.

Я знаю, что воображение, даже самое мощное и артистически развитое, ни в коем случае не может заменить воспоминание. Мы все имеем представление о событиях 1941-1945 годов. Есть и фотографии, и кадры документальных съёмок, и рассказы выживших. Но мы даже не можем представить, насколько отчаянным было противостояние. Мы знаем только то, что оно было. Мощь пережитого навсегда остаётся даже не в кадре, а за кадром: в сердцах тех, кто выжил и ещё жив.

И дай Бог еще очень долго благодарить их за то, что они сделали для нас?

Глубина личной трагедии не идёт ни в какое сравнение с трагедией целой страны. А трагедия отдельно взятой страны выглядит каплей в море на фоне мирового горя.

И мы вновь возвращаемся к тому, что человечество – это не огромный перечень наций и государств. Это – люди, которым больно, когда в них стреляют, где бы это ни происходило – в Африке, в Америке, в Европе, в Азии или в Австралии.

Мне очень сложно передать чувства, которые охватывают меня 9 Мая.

Да, эта дата может считаться условной. Но так уж мы устроены – на уровне рефлекса, в пульсации крови в висках именно утром 9 Мая в голове возникает один и тот же вопрос: а что, если бы тогда?..

…если бы страны покорялись – одна за другой?

…если бы просто не хватило сил?

…каким бы мир был сегодня?

Другим.

И это единственное, что я могу сказать. Просто становится страшно развивать эту тему, потому что страх этот носит далеко не иррациональный характер как перед чем-то неизвестным. Напротив. Слишком хорошо представляемым.

Потому День Победы для нас Великий праздник. И праздник этот как горький миндаль сводит скулы и перехватывает дыхание. Словно мы, не испытавшие того ужаса, окунаемся в него снова и снова.

Армия и тыл – слишком общая характеристика для того, чтобы прочувствовать все. Но этого достаточно для того, чтобы понять: война действительно была Отечественная, потому что Отечество не разделялось на детей и стариков, не разделялось на мужчин и женщин. Отечество – это народ, который хотел мира.

В России эту трагедию называют Великой Отечественной войной. Что может значить только одно – это была война за Отечество.

И я отдаю дань уважения тем, кто был там и тогда среди злобного железа снарядов и пуль, защищая моих родителей и, значит, меня.

Не хочется говорить громких фраз.

Но как ещё можно сказать о том, что сделал солдат – мой дед, дед моего одноклассника, отец моей первой учительницы, бабушка моей двоюродной сестры?

Спасибо Вам, дорогие ветераны, за то, что Вы сделали для нас.

Говорят, без детей нет будущего. Я думаю, что оно было бы невозможно без Вас, наших дорогих бабушек и дедушек.

У нас есть только Ваша память, которую мы с Вами делим пополам. Вы помните то, что сделали. А мы помним, что Вы это сделали для нас.

Спасибо Вам!

Благодаря Вам, мы знаем, какой сильной может быть любовь.

Искренне ваш,
Дмитрий Горошин

Предыдущая публикацияСледующая публикация